Как правильно подобрать шрифт
Для многих новичков процесс подбора шрифта представляется чем-то загадочным и мистическим. Человек теряется во всем бесконечном многообразии – от традиционных, обычных на вид гарнитур, до замысловатых новинок (вроде символьных шрифтов, выполненных с использованием элементов в форме рождественских леденцов или кроликов). Кажется невозможным разобраться во всех характеристиках, а также понять правила, по которым следует выбирать шрифт – остается лишь прокручивать бесконечный список категорий и рекомендаций. Чтобы сделать правильный выбор, нужно грамотно сочетать четкие правила и интуицию, а чтобы научиться чувствовать уместность применения того или иного шрифта, потребуются годы практики. Здесь представлены пять основных правил, которыми следует руководствоваться при подборе шрифта, выведенные мной в процессе обучения студентов типографике.
1. «Одевайтесь по случаю»
Многие из студентов младших курсов подходят к выбору шрифта так же, как и к выбору музыки – они оценивают индивидуальность каждой гарнитуры и постоянно ищут что-то уникальное и своеобразное – то, что отвечает их личным эстетическим вкусам, отображает их историю и мировоззрение. Этот подход ненадежен и сомнителен, так как придает понятию «индивидуальность» слишком большое значение.
Процесс выбора подходящей гарнитуры больше походит на процесс выбора одежды. Так же, как и в гардеробе – существуют экспрессивные и стильные гарнитуры, в противоположность полезным и уместным во многих ситуациях, a наша задача в том, чтобы постараться найти баланс в каждом конкретном случае. Да, постоянно ориентироваться на уместность не слишком возбуждает, однако, это именно та лакмусовая бумажка, с которой мы должны сверять свой выбор.
Продолжая параллель с одеждой, добавлю, что, может, моими любимыми вещами и являются чудаковатые брюки-клеш из 70-х, купленные в секонде, но в жизни я их надеваю разве что только на Хэллоуин. У каждого дизайнера есть подобные «брюки-клеш» среди шрифтов – экспрессивные личные фавориты, которые ждут своего часа, своего «Хэллоуина». Но на самом деле, каждое утро я надеваю всю ту же старую пару Levis, и это не потому, что я люблю их больше заветных клешей, просто я провожу большую часть своего времени именно в них.
Поверьте, у каждого дизайнера есть парочка рабочих гарнитур, похожих на удобные джинсы – они универсальны и уместны во многих случаях. Более того, они будто адаптируются к среде и становятся либо более непринужденными, либо более формальными, в зависимости от ситуации. Как правило, у гарнитуры есть несколько типов насыщенности (светлое, обычное, полужирное и т.д.) и/или видов начертания (светлый курсив, суженное начертание). Что до меня, то моими «палочками-выручалочками» являются: Myriad, Gotham, DIN, Akzidenz Grotesk и Interstate среди гротесков, и Mercury, Electra и Perpetua, если говорить об антиквах.
2. Изучайте шрифтовые семьи, чтобы грамотно сочетать разные гарнитуры
Параллель с одеждой дает нам четкое представление о том, какой именно нам нужен гардероб, чтобы вместить все наши вещи. Итак, следующей ступенью станет создание некой структуры, которая послужит ориентиром при классификации различных гарнитур, с которыми мы сталкиваемся.
Гарнитуры могут подразделяться на десятки категорий (к примеру, кто-нибудь вообще слышал о Scotch Modern?), но на самом деле достаточно ознакомиться лишь с пятью основными, чтобы иметь рабочее представление о шрифтах, применяющихся в современной типографике.
Не стоит воспринимать этот список, как исчерпывающую классификацию всех возможных шрифтовых категорий (в интернете существует много замечательных сайтов, которые уже успешно занимаются этой задачей – к примеру Typedia’s type classifications), скорее это удобный и краткий конспект ключевых групп. Давайте рассмотрим подробнее две основные группы шрифтов без засечек (засечки – это небольшие росчерки на концах основных штрихов), две группы шрифтов с засечками и одну совершенно обособленную, отдельную группу шрифтов (с большими брусковыми засечками).
Геометрические гротески
На самом деле, я объединил здесь три различные группы (геометрические, реалистические и гротесковые), но между ними достаточно много общего, чтобы мы могли причислить их к одной категории. Геометрические шрифты без засечек представляют собой шрифты, которые основаны на строгих геометрических формах. Например, вы создаете деловой стиль под ювелирный интернет-магазин. Штрихи отдельных букв геометрического шрифта часто одинаковой ширины, а главный принцип дизайна выражается в словах «Чем меньше – тем лучше».
Лучшее, что есть в геометрических шрифтах – это четкость, функциональность, современность и универсальность. В то время, как худшие черты составляют холодность, обезличенность и скука. Классический геометрический шрифт можно сравнить с красивым, хорошо спроектированным аэропортом: он современный, производит впечатление и удобен в использовании, но мы дважды подумаем, прежде чем решим, хотим ли мы в нем жить.
Примеры геометрических/реалистических шрифтов/гротесков: Helvetica, Univers, Futura, Avant Garde, Akzidenz Grotesk, Franklin Gothic, Gotham.
Гуманистические шрифты
Здесь представлены гротески, произошедшие от рукописного письма – они выглядят так безукоризненно и современно, но в них все еще можно увидеть нечто безусловно человеческое. Сравните «t» в изображении сверху и «t» в геометрических гротесках и вы заметите, насколько более детальна и своеобразна гуманистическая «t».
В этом и состоит суть гуманистических гротесков – в то время, как смысл геометрических гротесков – быть как можно проще, буквенные формы гуманистического гротеска созданы быть детальными, менее однородными, как правило, они состоят из штрихов разной толщины, кроме того, они происходят от человеческого почерка, что уже само по себе индивидуально. Чем же хороши гуманистические гротески? А тем, что они одновременно человечные и современные, четкие и эмоциональные. К их недостаткам можно отнести, пожалуй, их вынужденную невыразительность и лицемерие: верных слуг корпоративной неискренности.
Примеры Гуманистических гротесков: Gill Sans, Frutiger, Myriad, Optima, Verdana.
Шрифты старого стиля
Также известный как «венецианский», самый старинный из представленных шрифтов – результат многовекового и постепенного становления форм нашей каллиграфии. Его особенность состоит в незначительной разнице в толщине основного и соединительного штрихов (так как техническое обеспечение того времени не позволяло большего), а также в небольшом наклоне влево (в точности как в каллиграфии). Несомненные достоинства этого шрифта: классика, традиции, удобочитаемость, а недостатки…ну, допустим, те же классические и традиционные черты.
Примеры антикв старого стиля: Jenson, Bembo, Palatino, и, в особенности, Garamond, который был уже так хорош при создании, что его никто не пытается переделать вот уже полтора столетия.
Шрифты переходного и нового стилей
С наступлением эпохи Просвещения стали предприниматься попытки изменить шрифт Cтарого стиля, стараясь придать буквам более геометричные, острые, точеные черты, а результатом этого явились шрифты переходного (середина 18 столетия) и нового (конец 18 века, не путать с модернизмом 20 века) стилей. Переходные шрифты показали небольшой прогресс в этой области, хотя Baskerville – само воплощение переходного шрифта – выглядел таким острым, что казалось, будто он может поранить глаз своим штрихом.
Вырезая пуансоны нового стиля, художники-шрифтовики предавались своего рода виртуозной демонстрации контрастов основных и соединительных штрихов. Большой вклад в развитие нового стиля внесла борьба между соперничающими мастерами, которые вырезали похожие гарнитуры: Бодони (Bodoni) и Дидо (Didot). За что можно ценить шрифты переходного и нового стиля, так это за их четкость, стиль и динамичность. Но в то же время, им не хватает стилевой определенности – слишком броские и барочные, чтобы быть классическими, слишком громоздкие чтобы быть по-настоящему современными.
Примеры антикв переходного стиля: Times New Roman
Примеры антикв нового стиля: Bodoni, Didot.
Брусковые шрифты
Также их еще называют «египетскими» (не спрашивайте почему– вот уж не знаю), брусковые шрифты обратно вошли в моду только в последние несколько лет. Брусковые шрифты обычно имеют такие же штрихи, что и гротески (т.е. простые формы с относительно малым контрастом между основными и соединительными штрихами), но с прямоугольными засечками на концах. Брусковые шрифты сильно выбиваются из общего строя т.к. они вызывают очень специфичные, а порой даже противоречивые, ассоциации: иногда это мыслитель, иногда эдакий «крепкий орешек», хулиган или вовсе ботаник, также на ум могут прийти мысли о городских эстетах или ковбоях.
Они могут внушать чувство авторитености как, например, тяжелый Rockwell, но также они могут выглядеть вполне дружелюбно, как надевно ставший популярным Archer. Кажется, что брусковые шрифты (такие как Rockwell, Courier, Lubalin) отображают урбанистический характер, но если их (особенно Clarendon) применить в другом контексте, они, скорее, будут навевать мотивы Дикого Запада и напоминать деревенские вывески, которые можно встретить на фотографиях того времени. Брусковые шрифты очень сложно отнести к какой-либо из групп, но их отличительные брусковые засечки подобны паре очков в роговой оправе: они могут добавить отличительную изюминку, но c тем же успехом могут мозолить глаза, попав в неверное окружение.
Примеры брусковых шрифтов: Clarendon, Rockwell, Courier, Lubalin Graph, Archer.
3. Не будьте занудой – используйте принцип явного контраста
Итак, мы уже имеем представление о семействах и о некоторых типичных их представителях, теперь нам нужно решить, как их лучше всего комбинировать и сочетать и, что более важно – стоит ли вообще это делать. Чаще всего, бывает достаточно одной гарнитуры, особенно если это одна из наших «рабочих лошадок» со множеством различных начертаний, которые хорошо работают вместе. Если вы достигаете момента, когда вам хочется использовать сочетание шрифтов, всегда придерживайтесь простого правила: либо меняйте все кардинально, либо не трогайте вообще – избегайте скучных, средних и невыразительных вариантов.
Это основной принцип дизайна, который правильно называть соответствие и контраст. Самый лучший способ увидеть его в деле, это просто разложить на столе все разномастные монетки, которые остались с последнего визита в Европу и взглянуть: если вы положите рядом две совершенно идентичные монеты – они будут смотреться гармонично, потому что они соответствуют. Но в то же время, если вы положите рядом десять центов и одну из тех больших медных монет родом из центральной Европы, то эффект будет очень интересным потому, что они контрастируют – они совершенно разные.
Единственное, что не будет работать – так это если вы положите десятицентовую монетку рядом с монетой другого государства такого же размера и цвета, но с едва уловимым различием. Это создает неудобство визуального восприятия, т.к. на подсознательном уровне мы чувствуем, что монеты разные, но все равно задаемся вопросом: одинаковые это монеты или нет? Этот диссонанс отвлекает нас от самого процесса разглядывания.
Когда мы сочетаем различные гарнитуры в дизайне, нам нужно, чтобы они мирно сосуществовали, а не отвлекали зрителя вопросом: один и тот же это шрифт или все-таки нет? Для начала хорошо бы не соединять друг с другом две разные гарнитуры одной и той же группы из пяти вышеупомянутых. К примеру, не стоит соединять два геометрических гротеска, допустим, Franklin и Helvetica. Хотя они и не идентичны, но все же они не разительно отличаются друг от друга, а следовательно, удручающий эффект «ни то, ни се» вашему дизайну будет обеспечен.
Если вам все же хочется приправить Helvetica еще каким-нибудь шрифтом, будет гораздо лучше, если вы выберите что-то на подобии Bembo –классической антиквы старого стиля. Созданные в разных веках, но одинаково вдохновляющие, Helvetica и Bembo достаточно контрастные, чтобы соседствовать на одной странице.
К сожалению, нельзя просто сочетать подряд все шрифты, которые обладают контрастностью – вряд ли вы достигнете гармонии, если поставите рядом с Garamond или Caslon тот же веселенький шрифт из рождественских леденцов. Часто нельзя найти объяснения тому, почему те или иные шрифты сочетаются друг с другом – просто так оно есть.
Но если вам для отбора все же необходим некий принцип, то руководствуйтесь этим признаком: часто два шрифта хорошо работают вместе, если они в одном очень похожи, а во всем остальном сильно разнятся. Этот общий элемент может быть визуальным (одинаковая высота или ширина штриха) или хронологическим. Гарнитуры одного исторического периода скорее всего будут хорошо сочетаться, а если это шрифты одного дизайнера, это еще лучше.
4. Секрет в умеренности
«Хватит мне уже этих классических шрифтов и правил! Я ищу что-то для листовки о рейв-концерте! А еще для меню тайского ресторана! А еще нужно сделать рождественские открытки!» – скажете вы. Верно, до этого я говорил о так называемых «текстовых шрифтах», а это означает, что вы могли бы набрать целое меню или газету, применяя любой из них. Возвращаясь к аналогии с одеждой, можно сказать, что эти шрифты и есть те самые повседневные джинсы. Так как же быть с клешами для Хэллоуина?
Периодически нам требуются шрифты, привязанные к какому-либо образу, будь то вечеринка на складе, тайская лапша или Санта Клаус. И эта потребность приводит нас к огромному разнообразию Акцидентных шрифтов, включающих в себя все: от Comic Sans до тех самых шрифтов из кроликов и леденцов. Термин «акцидентный» – просто еще один способ сказать «не превышайте рекомендованную дозу»: их умеренное применение в заголовке может добавить требуемой пикантности в дизайн, но их повсеместное использование может показаться неуместным и быстро приесться.
5. Правило номер пять – нет никаких правил
Ну серьезно, посмотрите вокруг достаточно внимательно, и вы обнаружите великолепное меню, полностью набранное трудно читаемым акцидентным шрифтом, два совершенно разных геометрических гротеска, прекрасно сосуществующих на одной странице (только на этой неделе, я, в работе над проектом, использовал нечто подобное и был удивлен, обнаружив, что попал в самое яблочко). Есть только общепринятые правила, но нет никаких суровых законов, как правильно использовать шрифты, также как и нет законов, которые бы указывали, как нам правильно одеваться. Всегда стоит пробовать – хотя бы просто для того, чтобы посмотреть, что из этого выйдет, даже если захочется надеть брюки-клеш в день судебного разбирательства.
В заключение
Надеюсь, эти пять основных принципов послужат вам неким ориентиром при выборе шрифтов, их применении, и, в особенности, их сочетании. В конце концов, выбор гарнитур требует чувства рациональности наравне с интуицией, а также – и это касается любого навыка – практики. Со всем тем разнообразием шрифтов, которое доступно в наши дни, легко забыть, что нет ничего лучше умелого мастера, грамотно использующего классический шрифт.
Один из лучших советов касательно шрифтов, который я когда-либо получал, давным-давно дал мне мой первый учитель типографики: выбери один шрифт, который тебе нравится и используй его изо дня в день, на протяжении месяцев, безо всяких других шрифтов. Подобное упражнение может показаться слишком ограничивающим, но оно служит полезным напоминанием о том, что количество доступных в интернете шрифтов не отменяет требования к качеству их применения.
Шрифты Дизайнер (designer)