Новая версия гарнитуры Lazurski
Гарнитура Lazurski очень известна и широко распространена — от изданий по искусству до школьных аттестатов. Наверное, нет человека, близкого к миру графического дизайна, который бы не знал этот шрифт. Созданный в конце 50-х — начале 60-х годов и неоднократно награждавшийся международными премиями, шрифт Лазурского действительно стал классикой советского книжного искусства.
За более чем полувековую жизнь шрифта сменилось несколько технологий создания и использования шрифтов. Первая версия гарнитуры в двух начертаниях была спроектирована для линотипного набора. Гораздо позднее, в 1984 г., на основе оригиналов линотипного шрифта Владимир Ефимов под руководством Вадима Лазурского разработал вариант для фотонабора, добавив при этом два полужирных начертания. Об истории создания шрифта и сотрудничестве с Лазурским Ефимов подробно писал в своей статье «Вадим Лазурский и его шрифт».
Когда появились цифровые технологии и возникла потребность в шрифтах для компьютерного набора, Владимир Ефимов преобразовал фотонаборную версию шрифта в цифровую. Она была реализована в 1990 году с помощью программного комплекса Fontain (Фонтан), базирующегося на формате данных системы Ikarus.
В программе Фонтан контур моделировался с помощью сплайнов, а потом конвертировался в безье-формат. Отрисовывать контуры букв в «Фонтане» было достаточно удобно. Однако по своим технологическим возможностям он был довольно примитивен, особенно в сравнении с нынешними шрифтовыми редакторами, такими как FontLab. Степень визуализации различных процедур и интегрированности их в едином приложении в Фонтане была очень низкой. Алгоритмы конвертации контуров в форматы PostScript и TrueType не отличались совершенством, что при недостаточном технологическом контроле как в рамках Фонтана, так и «на выходе продукции» нередко приводило к искажению контуров в шрифтовых файлах. Этой участи не миновал и Lazurski.
Владимир Ефимов, зная о погрешностях в шрифте, планировал вернуться к работе над Lazurski, усовершенствовать рисунок, исправить искажения контуров и метрик, но не успел. Алексей Домбровский, много сотрудничавший с Ефимовым и разбиравший впоследствии его архив, обратил внимание на несоответствие цифровой и фотонаборной версий. Именно с его лёгкой руки была начата работа над «реставрацией» гарнитуры.
Вот что об этом пишет автор текущей переработки Белла Чаева:
«Ставилась задача исправить контуры шрифта, привести межбуквенные расстояния в соответствие с современными требованиями, расширить знаковый состав. Пришлось вновь обратиться к файлам давно забытого Фонтана и фотонаборным образцам. В процессе работы обнаружилось, что в полужирном курсивном начертании вертикальные штрихи прописных букв сильно отличаются друг от друга по толщине. Естественно, потребовалось унифицировать толщины штрихов полужирного курсива и согласовать их с остальными начертаниями. Здесь можно заметить, что в докомпьютерные времена отношение к форме было несколько иным, чем сейчас. Однотипные штрихи в разных буквах могли быть разной толщины, внимание уделялось равномерности по «цвету» букв в целом.»
В нынешнем проекте шрифт не усовершенствовался радикально, как того хотел Владимир Ефимов. Но, несмотря на достаточно осторожное вмешательство, гарнитура стала качественно лучше и количественно больше. Возможно, в будущем нам предстоит более глубокая задача: создать подлинный ревайвал гарнитуры Лазурского.
Шрифты Дизайнер (designer)